Лыжный тур «Спринт-Тур»

В Уральском Федеральном Округе прошел первый в России международный многоэтапный лыжный тур. Соревнования Гран-При «Спринт Тур» проходили 27-31 марта в основном в Ханты-Мансийском автономном округе и Югре, а так же в Свердловской области.

В лыжном туре выступали сильнейшие представители планеты в лыжных гонках, биатлоне, ачери-биатлоне и спортивном ориентировании, среди которых победители и призеры чемпионатов мира, этапов Кубка мира и Олимпиад.

Тур разделен на четыре этапа, которые проводились в Североуральске (Свердловская область), Югорске (ХМАО-Югра) и Ханты-Мансийске (ХМАО-Югра). В первый день соревнований состоялся спринт классическим стилем, на следующий день спортсменам предстояло проверить свои силы в «Горном спринте» на трассе длиной 900 метров. В третий день лыжники бежали «суперспринт»- дистанцию длиной 100 метров «классикой». Был зафиксирован рекорд России и рекорд Мира у женщин нашей свердловской лыжницей Евгенией Шаповаловой (Нижний Тагил). В заключительный день «Спринт-Тура» состоялась лыжная гонка свободным стилем на 1200 метров.

Участие в Гран-При «Спринт Тур» принимали 12 титулованных российских лыжников, среди них Иван Алыпов, Евгений Дементьев, Николай Панкратов, Василий Рочев, Евгения Шаповалова, Ольга Завьялова, Наталья Матвеева и Наталья Коростелева, а также спортсмены сборной Швеции (Бьерн Линд, Петер Ларссон), итальянские (Ренато и Фабио Пассини), австрийские (Михаил Ботвинов) и эстонские лыжники (Мак Мая). 



Лыжные гонки превращаются в «Велогонки».

Изменения в правилах лыжных гонок призваны сделать их более зрелищными. Ряд серьезных нововведений произошли в сезоне 2006-2007. Незаметно уступив первые строчки рейтинга биатлону, который благодоря продуманной программе популизации стал любимцем телевидения со всеми вытекающими отсюда последствиями (лучшее время для показа, солидные спонсорские пакеты, зрительский ажиотаж и т.д. и т.п.), руководители Международной лыжной федерации (FIS) наконец-то спохватились и начали борьбу за болельщика. Значительная часть гонок уже перенесена из леса на стадионы и улицы городов. В частности, состязания первого этапа Кубка мира прошли по набережной Рейна в Дюссельдорфе.

Оргкомитет турнира не смущает даже то, что на западе Германии температура была 15 градусов с дождем. Для отсыпки трассы было заготовлено четыре тысячи тонн искусственного снега который на набережную доставляли 26 самосвалов. Если зрители не идут на лыжню, она сама должна прийти к зрителям. И это только начало. Настоящая революция в лыжных гонках произошла ближе к новому году и на финише сезона. В рождественскую декаду, с 29 декабря 2006 года по 7 января 2007, пять городов Чехии, Германии и Италии приняли этапы новой коммерческой суперсерии «Тур де Ски», причем набранные в этих гонках очки пойдут в общий зачет Кубка мира. Смысл этой гонки заключается в том, что спортсмен должен выступать стабильно на протяжении нескольких дней. Ведется общий зачет по времени, и на финальном этапе, который проводится в гору, длинной 5 км спортсмены стартуют с гандикапом. Этим самым лыжные гонки стали похожими на велогонки. Даже названия по смыслу похожи: «Тур де Франс» и «Тур де Ски». Ажиотаж вокруг новой серии такой, что, например, Шведская лыжная федерация пообещала своему победителю в общем зачете миллион крон призовых дополнительно к 140 тысячам долларов, которые лыжник или лыжница этой страны заработает за первое место по сумме всех стартов. К слову, за два месяца до старта «Тур де Ски» его потенциальными фаворитами считались норвежка Марит Бьерген и немец Тобиас Ангерер, а российские гонщики не входили даже в третий эшелон претендентов на главный приз. По окончанию «Тур де Ски» победителем у женщин стала финская лыжница Вирпи Куйтунен, у мужчин немец Тобиас Ангерер, а наш российский лыжник Александр Легков занял второе место.

Из других нововведений в программе Кубка мира следует отметить первые в истории соревнования лыжников под крышей и апробирование в гонках так называемых «национальных боксов» - специально оборудованных участков на трассе, где спортсмены во время соревнований смогут получать питание от представителей своей команды и даже менять лыжи, если это необходимо. Это новшество специалисты называют настоящей революцией, приравнивающей лыжи к автомобильной «Формуле-1», участники которой по ходу гонок заезжают в пит-стоп для смены резины, и часто новые колеса помогают пилотам изменить характер состязаний в свою пользу. То же самое может произойти и в беговых лыжах, превратившихся не только в соревнования спортсменов на выносливость, но и в заочный конкурс сервис-групп, которые «угадывают» или не «угадывают» смазку на конкретную гонку. Руководитель комитета Международной лыжной федерации по лыжным гонкам Вегард Ульванг, в прошлом легендарный норвежский лыжник, считает, что введение национальных пит-стопов - прежде всего показ работы сервисменов по телевидению – способно серьезно повлиять на рост популярности лыжных гонок у зрителей. Люди устроены так, что каждому интересно заглянуть на кухню соседа, а здесь чужая «кухня» будет у него дома.

Согласен с Ульвангом директор FIS швейцарец Йорг Каполь. «Наша задача – сделать Кубок мира по лыжным гонкам более привлекательным для масс, и любое изменение будет продиктовано желанием как можно больше популяризовать наш вид спорта», - говорит он. Однако пока далеко не все разделяют оптимизм Ульванга и Каполя. Олимпийский чемпион-2006 в дуатлоне (15 км классическим стилем плюс 15 км свободным ходом) россиянин Евгений Дементьев на одном из интернет-форумов поделился своими соображениями насчет новинок сезона: «Если через пять километров гонки можно будет поменять классический инвентарь на «коньковый», все будут делать одну остановку, и пит-стопы не оправдают себя. Тратить лишние 15-30 секунд в боксах я считаю бессмысленным, лыжным гонкам никогда не стать «Формулой-1».