Одним из компонентов педагогической культуры учителя (преподавателя) являются культура поведения в конфликтной ситуации, владение технологией разрешения конфликта.
Конфликтэто процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.
В педагогическом процессе возникают конфликты между учителями (преподавателями) и детьми, между учителями и родителями («ученик-учитель», «класс-учитель», «родители–учитель»), производственные конфликты между коллегами. Конфликты могут быть конструктивные, направленные на развитие коллектива и улучшение качества работы, и деструктивные, направленные на удовлетворение только личных амбиций, притязаний, самоутверждение за счет других.
Конфликты между учителями и учащимися возникают в результате: взаимного непонимания преподавателя и учащихся; нежелания усваивать учащимися материал; неумения преподавателя объективно оценить качество знаний учащихся, их желание повысить свои достижения в учебной деятельности; неправомерных требований с учащихся знаний материала, на изучение которого отведено мало времени.
Первым шагом в разрешении конфликтных ситуаций является определение характера воспитательных отношений в учебном заведении. Необходимо определить оптимальную форму проявления дисциплины и меру демократии. Конфликт не может быть разрешен с помощью диктата преподавателя, педагог прежде всего должен заслужить уважение и авторитет у учащихся. Педагогу необходимо иметь точную информацию об истинных причинах поступка учащегося и помнить о том, что всякое коллективное разбирательство не помогает разрешить конфликт, а лишь усугубляет его. Чтобы избежать конфликтов, педагогу также необходимо изучить характер, привычки и наклонности учащихся. Для разрешения конфликта нужно внимательно проанализировать ситуацию, определить условия ее возникновения, эмоциональное состояние учащегося, выяснить мотивацию его поступка.
При разрешении конфликта с детьми необходимо использовать технологию разрешения конфликтов, предложенную Ю.Б. Гиппенрейтер.
1. Активное слушание.
2. «Я-сообщение». 3.
3. Сбор возможных решений: «Как же нам быть?».
4. Детализация принятого решения.
5. Выполнение принятого решения.
6. Контроль. Лучше, если ребенок будет сам анализировать деятельности после вопроса: «Как у нас идут дела?».
Такие способы, как «Активное слушание» и «Я-сообщение», снимают многие противоречия в общении, предотвращают возникновение конфликтной ситуации.
«Активное слушание» (констатация чувств собеседника). Причины переживаний у детей часто бывают спрятаны в сфере чувств. Ребенок может быть расстроен, обижен, устал, ему больно, стыдно, страшно, с ним обошлись несправедливо, т.е. у него эмоциональная проблема. Взрослому необходимо дать понять ребенку, что он «слышит и понимает» его переживания. Для этого необходимо:
• Повернитесь лицом к ребенку, старайтесь находиться на «одном уровне».
• Дайте ему понять, что вы чувствуете его переживания, постарайтесь «озвучить» чувства ребенка. При этом правильно стройте фразы (при обращении к подросткам: «Чувствую, вы оба обижены, оскорблены случившимся») и задавайте вопросы, вопросы «в лоб» ребенка обидят («Что-то случилось?», вместо «Что случилось?).
• Держать паузу, после реплики взрослому лучше помолчать. Ребенок разбирается во внутренних переживаниях.
• Взрослый при ответе может повторить слова ребенка, т.е. дать понять, что вы его поняли.
«Я-сообщение» (констатация своих чувств). Если что-то не нравится в действиях ребенка – не упрекать. На так называемое «Ты-сообщение» типа «Опять ты!», «Как ты мог это сделать?», ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. В таких ситуациях надо разговаривать с ребенком от первого лица, т.е. говорить не о нем, не о его поведении, а о себе, о своих чувствах и переживаниях «Я расстроена случавшимся». «Я-сообщение» - это высказывание взрослого, которое содержит личные местоимения – Я, МНЕ, МЕНЯ.
Преимущества «Я-сообщения»: позволяет взрослому в необидной для ребенка форме выразить негативные чувства; позволяет ребенку узнать ощущения и чувства взрослого; когда ребенок чувствует, что взрослый искренен. То и сам становится искренним; высказывая свои чувства без приказа, осуждения, выговора, взрослый оставляет за ребенком возможность самому принять решение и учесть наши пережавания.

Как избежать ненужных конфликтов

1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
2. Прежде чем сказать о неприятном, создайте доброжелательную атмосферу доверия.
3. Попробуйте стать на место ребенка (учащегося), посмотреть на проблему его глазами.
4. Не скрывайте доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками.
5. Умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно.
6. Если вы чувствуете, что не правы, признайте это.
7. Выражайте недовольство действиями ребенка, но не самим ребенком.
8. Осуждая действия ребенка, не осуждайте его чувства.
9. Когда неприятный разговор закончен, инцидент исчерпан, о нем никогда не вспоминают.