Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.
Простая реакция – это ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал (слуховой, зрительный, тактильный). Например, реакция спринтера на стартовый выстрел, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п.
Основной метод при развитии быстроты простой двигательной реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно появляющийся (заранее обусловленный) сигнал с установкой на сокращение времени реагирования.
Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее ил защитное действие, элементы игровых действий и т. п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).
Добиться значительного сокращения времени простой реакции – трудная задача. Диапазон возможного сокращения её латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10 – 0,15 с.
Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
Сложная двигательная реакция – это когда заранее не известно, что именно надо делать в ответ на сигнал и каким будет этот сигнал.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуаций действий(спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т. п.).
Большинство сложных двигательных реакций – это реакции выбора (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).
В ряде видов спорта сложными реакциями являются реакции на движущийся объект (мяч, шайбу, соперника).
В двигательных реакциях различают:
• Сенсорную фазу – от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности (по появлению электрической активности в соответствующих мышечных группах – по ЭМГ);
• Премоторную фазу (от появления электрической активности мышц до начала движения). Этот компонент наиболее стабилен и составляет 0,25 – 0,60 мс.
• Моторную фазу – от начала движения до его завершения.
Сенсорный и прематорный компоненты образуют латентное время реагирования. С ростом спортивного мастерства длительность как сенсорного, так и моторного компонента в сложных реакциях сокращается. Однако в первую очередь сокращается сенсорная фаза (спортсмену нужно меньше времени для принятия решения), что позволяет более точно, спокойно и уверенно выполнить само движение.
Вместе с тем, как бы оно не сокращалось, нужно иметь возможность наблюдать объект реакции ( мяч, шайбу, противника и т. п.) достаточное время. Когда движущийся объект попадает в поле зрения, глаза начинают двигаться, как бы сопровождая его. Это движение происходит автоматически. Приблизительно через 120 мс. После начала прослеживающего движения глаз происходит опережающий поворот головы примерно в то место пространства, куда передвигается объект и где он может быть «перехвачен». Поворот головы происходит также автоматически. Если поворот головы не успевает произойти и вообще если время наблюдения за движущимся объектом мало, успешность реакции уменьшается (рис. 4).
Рисунок 4. Число пойманных мячей (из 20) при разном времени возможного наблюдения за их полётом
Большое значение в сложных реакциях приобретает умение предугадывать действия противника (например, направления и характер удара или броска мяча или шайбы). Подобное умение называют антиципацией, а соответствующие реакции – антиципирующими.
Что касается моторной фазы реакции, то продолжительность её при разных вариантах технических действий различна. Например, для того чтобы поймать мяч, требуется больше времени, чем для того чтобы его отбить. У вратарей-гандболистов скорости движений при защите разных углов ворот различны; различны потому и расстояния, с которых они могут успешно отражать броски в разные секторы ворот (табл., по А. Голуху).
Скорость защитных действий вратарей и расстояния успешного отражения бросков в разные углы ворот (без антиципации) при игре в ручной мяч
Направление | Скорость движения вратаря, м/с | Расстояние, броски с которого вратари отражают без антиципации | |
Броски с места, м | Броски в падении, м | ||
Правый верхний угол | 1,56 | 11,3 | 13,7 |
Левый верхний угол | 1,58 | 11,1 | 13,5 |
Правый нижний угол | 2,34 | 10,4 | 12,4 |
Левый нижний угол | 2,37 | 10,1 | 12,3 |
Максимальная скорость полёта мяча | 22,2 м/с | 27,7 м/с |
Расстояния, с которых мяч уже не может быть пойман или отражён, иногда называют «мёртвой зоной». Аналогичные закономерности существуют и в других спортивных играх.
На рис. 5 показаны поражаемые участки ворот при игре в хоккей с шайбой, а также расстояния, при которых шайба, брошенная игроком высокого класса, уже не может быть отбита («мёртвые зоны»). Эти расстояния различны для разных зон, что объясняется различиями в моторной фазе реакции.
Рисунок 5. Поражаемые участки ворот в хоккее с шайбой и расстояния, с которых шайба не может быть отражена вратарём
Раздел статьи: Биомеханика