В этот период существовало несколько систем воспитания и образования.

Рыцарская система воспитания (для феодалов)

Мальчики при дворе сюзерена с 7 до 14 лет служили пажами при жене феодала, с 14 до 21 - оруженосцами при феодале, в 21 год – посвящались в рыцари. В основе содержания образования лежали «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, фехтование, охота, метание копья, шахматы, игра на музыкальном инструменте. Воспитывалось презрение к труду, в том числе умственному. Рыцари также не обязаны были овладевать грамотой.

Церковная система образования

В средние века в сфере образования господствовали духовные феодалы – «князья церкви». Церковная система включала в себя:
- приходские школы (с 7 до 15 лет обучали грамоте, пению);
- монастырские школы (готовили к поступлению в монахи);
- соборные или кафедральные (давали высшее церковное образование, в них изучали риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку)
Особенностью системы образования были зубрежка и палочная дисциплина.

Городские учебные заведения

С ростом городов, развитием торговли в 13 – 14 веках возникают учебные заведения нового типа для торгово – ремесленных слоев населения. Это цеховые и гильдейские школы. Образование было платным, содержание образования имело практическую направленность. 

Педагогика эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (14 – 16 в.в.) – эпоха разложения феодализма, начала развития капиталистических отношений, прогресса науки и культуры. В образовании это нашло свое выражение в процессе его гуманизации и отказе от палочной дисциплины. Эти идеи выдвигали Э. Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень.
В эпоху Возрождения возникает новый тип общего среднего образования, который получил название «классического». Изучались: латинский и греческие языки, античное искусство, вводятся естественно – научные дисциплины. Основным учебным заведением стала гимназия.
Становление педагогики как гуманистической науки о воспитании и обучении происходило в 17 – 18 веках.
Наиболее полно педагогические идеи Возрождения выразил великий чешский педагог-гуманист, теоретик и практик образования – Ян Амос Коменский (1592 – 1670 г.г.). Главный труд его жизни книга «Великая дидактика», а также «Материнская школа». Идеи Я.А.Коменского:
- «учить всех – всему» (идея всеобщего обучения);
- сформулировал систему принципов дидактики (обучения);
- разработал возрастную периодизацию;
- основоположник классно – урочной системы;
- определит как важен учитель и его функции в обществе.

Педагогическая мысль XVIII – IX в.в.

Вслед за Я.А.Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли следующие имена:

Джон Локк (1632-1704 г.г) английский ученый Сторонник реального образования, выступал против «врожденных идей» (т.е. наследственности), выдвинул и обосновал идею рождения ребенка как «чистой доски, на которой общество выписывает свои письмена»
Жан-Жак Руссо (1712-1778 г.г.) французский философ Создал теорию естественного свободного воспитания ребенка, которое не должно мешать его природе, которую изложил в книге «Эмиль, или о воспитании.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 г.г.) швейцарский педагог Создал институт, где среднюю школу, объединил с учительским институтом; обучение детей соединял с трудом; разработал теорию элементарного образования (чтение, письмо, счет)
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 г.г.) немецкий педагог Внес вклад в развитие педагогики как науки (управление педагогическим процессом, системность обучения, нравственность воспитания); отдавал приоритет древним языкам и математике, которые дисциплинируют ум учащихся. Частично его идеи носили консервативный характер. Он выступал за жесткое дисциплинирование, физические наказания, «дабы сократить волю ребенка».
Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866 г.г.) немецкий педагог Разрабатывал теорию развивающего обучения; выдвинул и обосновал принципы воспитания: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности.

Раздел статьи: Введение в педагогику